Программа развития личностного потенциала

Программа развития личностного потенциала (РЛП) способствует раскрытию потенциала каждого, восполняет в школах дефицит инструментов по развитию актуальных для XXI века навыков и компетенций, отвечает требованиям ФГОС ОО, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.

Цели Программы созвучны задачам воспитания, определенным в дополнениях к Закону об образовании в РФ как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…». Таким образом, данная Программа является методологической основой воспитания.
Программа предлагает комплексное решение по сопровождению развития ребенка с 5 до 18 лет с учетом его возрастных особенностей и вовлекает в этот процесс ключевых участников: педагогов, родителей, управленцев образовательных организаций, органы исполнительной власти в сфере образования, институты повышения квалификации и развития образования в регионах.

Программа по РЛП помогает сформировать в образовательных организациях личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребенок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость. В основу Программы легли разработки БФ «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в рамках реализации программ Фонда. 

Методика Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов социально-эмоционального и когнитивного развития. В основе методологии Программы следующие научные концепции и школы:

  • Концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева (НИУ ВШЭ) и позитивная психология;
  • Школа возможностей и педагогика достоинства А.Г. Асмолова (РАО);
  • Методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды В.А. Ясвина (МГПУ);
  • Методология стратегического проектирования в образовательной организации А.М. Моисеева (МГПУ);
  • Методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышление, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов в адаптации М.А. Пинской (РАНХиГС).

 

«Дорожная карта» участника Программы включает в себя следующие этапы:

  • трансформацию образовательной среды в школах и детских садах;
  • профессиональное развитие педагогов в области социально-эмоционального и когнитивного развития детей и их психолого-педагогической поддержки;
  • освоение педагогами практик управления собой, использования внутренних ресурсов для эффективной деятельности и эмоциональной поддержки;
  • обеспечение школ и детских садов современными пособиями для развития детей с 5 до 18 лет;
  • регулярную оценку эффективности реализации Программы в образовательных организациях, отслеживание динамики изменений в образовательной среде, мониторинг компетентностей и эффектов развития личностного потенциала у детей и педагогов;
  • создание необходимой инфраструктуры и кадрового обеспечения для самостоятельного развития Программы в регионах-участниках.

 

На сегодняшний день методики Программы по развитию личностного потенциала прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего образования. Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» рекомендовало УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для работы школьных педагогов-психологов.

 

Перечень субъектов Российской Федерации, включенных в Программу по развитию личностного потенциала с 2021 года:

  1. Белгородская область
  2. Иркутская область
  3. Краснодарский край
  4. Курганская область
  5. Новгородская область
  6. Республика Мордовия
  7. Саратовская область
  8. Свердловская область
  9. Тамбовская область
  10. Томская область
  11. Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Участники Конкурса: субъекты Российской Федерации, участвующие в Конкурсе, представлены органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации.

Представление проекта педагогическому коллективу Гимназии 27

 


Документы: