Федеральный проект «Цифровая образовательная среда

«Цифровая образовательная среда» (ЦОС) — федеральный проект, входящий в национальный проект "Образование". Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:

  • Информационные образовательные ресурсы.
  • Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  • Систему педагогических технологий.

 

Целевая модель ЦОС была утверждена Приказом Минпросвещения РФ № 649 от 2 декабря 2019 года. На создание системы из федерального бюджета выделено 79,8 млрд рублей.

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.


При реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС учитываются следующие принципы:

  • обеспечение технологической связанности оборудования и средств обучения и воспитания с федеральными, региональными (муниципальными) информационными ресурсами и сервисами, в том числе федеральной информационно-сервисной платформой цифровой образовательной среды;
  • обеспечение полного и эффективного использования закупаемой материальной технической базы, в том числе ее использование (включая перемещение внутри образовательной организации) для различных предметных областей, урочной и внеурочной деятельности, мероприятий (олимпиад) и других целей;
  • обеспечение педагогических работников и других сотрудников образовательной организации современными и актуальными цифровыми возможностями, в том числе в целях обеспечения автоматизации их деятельности, снижения административной нагрузки, а также обеспечения возможностей для дистанционного развития профессионального мастерства.

 


ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:

  • доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Использование оборудования ЦОС

 


О ПРОЕКТЕ «РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА»

«Российская электронная школа» создается в рамках исполнения подпункта «б» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. № Пр-15ГС с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

ВЦП РЭШ является структурным элементом государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (далее – ГПРО), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2058).

ВЦП РЭШ направлена на создание завершенного курса интерактивных уроков по учебным предметам, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, построенного на основе передового опыта лучших учителей России и размещенного в открытом доступе в интересах всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют ФГОС ОО и ПООП ОО. Упражнения и проверочные задания могут быть использованы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.


Яндекс Учебник

Яндекс Учебник — это сервис с занятиями для обучающихся уровней начального общего и  основного общего образования с автоматической проверкой ответов. Задания разработаны с учетом ФГОС ОО. Яндекс.Учебник упрощает учителю подготовку к уроку. В библиотеке Учебника можно найти карточки любого уровня: от ключевых тем образовательных программ до олимпиадных, межпредметных и нестандартных задач. Автоматическая проверка решений сэкономит время. Всегда можно добавить занятия из Учебника в расписание класса. Занятия на сервисе можно комбинировать с программой обычных учебников. Работа на сервисе помогает выполнить требования ФГОС ООО, ФГОС НОО, согласно которым в учебные планы должны входить интерактивные занятия.

Создание класса
Чтобы начать работу с Учебником, нужно зарегистрироваться  или присоединитесь к работе в существующем классе. Если создавать собственный класс, то становитесь ответственным за него. Только вы сможете добавлять предметы, редактировать список обучающихся класса и приглашать других учителей работать с Вашим классом.
Алгоритм подключения обучающихся к сервису: распечатать и раздать инструкции с логином и кодом школы для получения доступа к занятиям на сервисе.

Работа с существующим классом
Чтобы присоединиться к работе в существующем классе, нужно попросить  ответственного за этот класс передать  код или ссылку для доступа к классу.

Обучающие занятия
Можно выдать готовое занятие или составить свое вручную. Занятия состоят из карточек с заданиями. На решение каждой карточки у учеников будет по три попытки, результаты видны сразу.
При разработке собственных занятий можно подобрать темы, задания и варианты, которые будут полезны для ваших обучающихся. Готовые занятия пригодятся, когда нет времени «собирать» занятие из карточек или нужно подготовить дидактические материалы для закрепления темы.
Проверочные работы
Знания обучающихся можно оценить с помощью проверочных работ. В качестве проверочной можно выдать любое занятие и ограничить время на выполнение. В течение этого времени ученики могут менять ответы. Результаты появятся, когда время закончится.
Выставление оценок
В Яндекс.Учебнике нет оценок. Но можно следить за успеваемостью каждого обучающегося. Кто решил все с первой попытки, а с кем нужно еще раз разобрать тему, что вызвало сложности у всего класса и как быстро ученики справились с занятиями — все это можно узнать благодаря статистике. Опираясь на таблицу успеваемости, можно выставить оценки классу, а затем перенести их в электронный или бумажный журнал школы.
Технические требования
Для работы с сервисом в школе должно быть хотя бы одно устройство с выходом в интернет (стационарный компьютер, планшет или ноутбук), интерактивная доска или проектор. Это позволит использовать для фронтальной работы на уроке и давать обучающимся задания на дом.


Ссылки на нормативные документы: